Диагностика способностей детей дошкольного возраста

Содержание

Ранняя диагностика способностей ребенка от 1 до 3 лет

Диагностика способностей детей дошкольного возраста

Раньше считалось, что заниматься определением способностей ребенка можно только начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 до 4 лет.

Однако современные детские психологи утверждают, что методы диагностики индивидуальных способностей ребенка можно использовать значительно раньше.

Результаты таких исследований успешно применяются для создания условий, которые будут способствовать развитию сильных качеств ребенка и наиболее полному раскрытию его потенциала.

Диагностика способностей ребенка в 1 год

В таком раннем возрасте выявлением склонностей и индивидуальных способностей ребенка занимаются родители и люди из ближайшего окружения. Основным методом при этом является наблюдение за поведением ребенка в процессе игровой и предметной деятельности.

По мнению специалистов, в первый год жизни ребенка можно достаточно точно определить и проанализировать:

  • коммуникативные способности ребенка и ожидаемый уровень социального развития;
  • уровень развития когнитивных способностей ребенка;
  • индивидуальную склонность к определенным видам деятельности.

Уже в первый год жизни в поведении ребенка можно заметить проявление выраженных особенностей, по которым родители могут сделать выводы о его предполагаемой склонности к определенным занятиям. В частности, достаточно легко можно определить, насколько малыш любознателен, способен ли он быстро овладевать коммуникативными навыками, а также заметить, чем ему нравится заниматься больше всего.

Однако при диагностике способностей ребенка в столь раннем возрасте необходимо учитывать, что наблюдения позволят выявить лишь задатки и склонности малыша, которые несут в себе возможности для развития способностей.

Проводить более глубокие исследования в этом возрасте пока рано. Тем не менее, результаты наблюдений за годовалым малышом, несомненно, пригодятся родителям.

С их помощью можно эффективно структурировать активность ребенка, помогая ему развивать природную склонность к определенным видам деятельности.

Диагностика способностей ребенка в 2–3 года

Наиболее достоверно и полно проанализировать способности ребенка в 2–3 года родителям поможет применение следующих несложных принципов:

  • ребенку необходимо предлагать самые разнообразные занятия – это позволяет достаточно быстро понять, насколько ему интересны те или иные виды деятельности;
  • если ребенок проявляет больший интерес к каким-либо конкретным занятиям, нужно в течение некоторого времени наблюдать за его достижениями в этой сфере, а оценивая их, обязательно учитывать возраст малыша.

Чтобы разглядеть индивидуальные способности ребенка и понять, к каким занятиям у него есть склонность, необходимо чаще наблюдать за ним в процессе игры. При этом рекомендуется предлагать малышу различные варианты развивающих игр. Они помогут вам лучше понять, какая деятельность легко дается ребенку, и в каких сферах он проявляет себя наиболее успешно.

Следует отметить, что в 2–3 года у многих детей проявляются способности к творческой деятельности.

Оценить художественные способности ребенка этого возраста, который проявляет интерес к рисованию и лепке, достаточно просто: можно наблюдать за малышом в процессе этой деятельности и отметить, насколько хорошо он умеет различать разные цвета и их оттенки, а также насколько он внимателен к мелким деталям и предметам, располагающимся на втором плане изображения.

Наблюдение за ребенком в процессе игровой или творческой деятельности не является единственным способом для определения его способностей. Одним из самых важных показателей, свидетельствующих о высоком уровне развития ребенка в 2–3 года, является обширный словарный запас.

Если ребенок этого возраста активно использует в своей речи не только названия окружающих предметов, но и слова, обозначающие действия, различные признаки и характеристики объектов, а также абстрактные понятия, это говорит о хорошем уровне развития его мышления и интеллекта.

Заниматься определением способностей ребенка 2–3 лет с привлечением специалистов или использованием специальных тестов нет никакого смысла.

Такие методы целесообразны только в тех случаях, когда у родителей возникают обоснованные опасения по поводу достаточного уровня развития ребенка.

Если же речь идет о выявлении талантов и склонностей, то для достоверной оценки необходимы длительное наблюдение и организованные занятия с ребенком.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/rannyaya-diagnostika-sposobnostej-rebenka-ot-1-do-3-let.html

Способности детей: классификация и диагностика

Диагностика способностей детей дошкольного возраста

Абсолютно каждый ребенок талантлив от природы. Самые яркие личностные способности детей проявляются уже в самом раннем возрасте.

А когда ребенок становится младшим школьником, своевременная диагностика его способностей окажет неоспоримую помощь для дальнейшего воспитания и развития имеющегося потенциала.

О том, какие бывают способности у детей, и как узнать, какие способности есть у вашего ребенка, вы можете прочесть на этой странице.

Что считают личностными способностями ребенка

Для начала надо уяснить, что считают способностями ребенка. Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Но нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.

Врожденными у ребенка могут быть лишь различные физиологические и психологические свойства, которые психологи и педагоги называют задатками. Именно они лежат в основе развития способностей.

Задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Так, например, пластичные мышцы и подвижный опорно-двигательный аппарат могут служить основанием для развития спортивных или танцевальных способностей.

Задатки заключают в себе возможности для развития тех или иных способностей, какими обладает ребенок, но происходит это лишь в процессе воспитания и обучения.

Поэтому для родителей крайне важным является выявление заложенных задатков, для того чтобы в дальнейшем успешно и самое главное целенаправленно их развивать и формировать тем самым способности.

Педагоги, пользующиеся методиками Вальфдорской школы воспитания, рассматривают ребенка как гармоничную личность во всех ее проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, — создателем.

Тот, который учится работать руками, головой и сердцем, — творцом. Склонности — это самый первый признак зарождающейся способности. Склонность у ребенка проявляется в том, что он стремится к какой-то определенной деятельности, например рисованию или игре на музыкальном инструменте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей.

Классификация, какие бывают способности у детей

Для того чтобы понять, какими талантами наделен их ребенок, родителям необходимо знать, какие способности существуют теоретически. Психологи классифицируют все задатки в соответствии с несколькими сферами деятельности.

Классификация способностей детей представлена в таблице:

Сфера деятельности, в которой проявля­ются способности Характеристика ребенка
Интеллектуальная Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли
Академическиедостижения Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредо­точен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольстви­ем демонстрирует свое умение читать
Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических симво­лов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег
Художественная деятельность Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способно­сти к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях
Изобразительное искусство: проявля­ет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит компози­ции из картин или рисунков
Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удоволь­ствием подпевает
Двигательная: Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключитель­ной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы)

Каждая сфера деятельности, которая представлена в таблице, характеризует ребенка с той или другой стороны, и именно она поможет родителям установить наличие тех или иных задатков у детей. Конечно, эта классификация способностей ребенка не может дать точной информации о времени выявления талантов, но, несомненно, укажет на их общее направление.

Диагностика способностей младшего школьника: как узнать, какими способностями обладает ребенок

Понятно, что ни один, даже самый квалифицированный специалист не может знать ребенка лучше, чем члены его семьи. Поэтому выявление склонностей ребенка в раннем возрасте полностью зависит от его родителей и близких родственников.

Наблюдение — один из самых распространенных методов диагностики способностей детей. Изучая склонности и привычки своего ребенка, родители способны составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и многих других психических функций.

Если родители будут уделять большое внимание познавательной активности своего ребенка, это поможет определить, в какой сфере следует раскрывать дарования малыша.

Педагоги и психологи в своей практике используют, как правило, два основных метода диагностики способностей ребенка. Первый основан на системе единой оценки, т. е. используется единственный тест, который выявляет уровень его интеллектуального развития.

В основе второго метода диагностики способностей школьников лежит комплексное обследование. Оно включает в себя всевозможные методы и приемы, выводы которых помогают педагогам и психологам составить более полное представление об уровне развития ребенка.

В последнее время многие результаты тестирования детей психологи и педагоги дополняют всевозможными опросниками и анкетами, которые заполняют родители, так как диагностика детей должна опираться не только на результаты тестов, но и на системные наблюдения, производимые ими в разные периоды жизни ребенка. Они важны еще и потому, что обнаруживают те или иные редко встречавшиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка.

Родителям, используя методы диагностики способностей, можно вести дневники наблюдений за детьми. Такие записи помогут в дальнейшем выделить те занятия, которые будут доставлять ребенку большую радость. Они станут не только ценным исследовательским материалом, но и позволят сохранять в памяти яркие и запоминающиеся моменты развития ребенка.

Также следует отметить, что проблема диагностики выявления способностей у детей достаточно сложна, она требует полной согласованности и последовательности совместных действий родителей и специалистов высокой квалификации, занимающихся этими проблемами.

Статья прочитана 11 936 раз(a).

Когда маму с новорожденным выписывают домой, в этот непростой период адаптации важно помочь ребенку как можно быстрее привыкнуть к его новой среде обитания. Вне материнской …

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, …

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных …

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это …

Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются …

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, …

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, …

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, …

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и …

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин …

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько …

Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша. …

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при …

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они …

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть …

Ещё со времен Гиппократа и Галена доказано, что темперамент является основополагающим фактором формирования характера. Дети разных темпераментов обладают различным …

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8207

Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Диагностика способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте необходимо. Оно влияет на креативность и умение находить незаурядные способы решения поставленных задач во взрослом возрасте, повышает познавательный интерес.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Диагностика позволяет оценить задатки ребенка в творческой области, выявить наиболее перспективные направления для развития.

Критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой

Н. В. Шайдуровой была разработана уникальная методика, с помощью которой можно определить, насколько художественно одарённым является дошкольник, насколько он развитый.

Суть этой методики заключается в том, что проводится консультация, в ходе которой выполняются задания с расположением геометрических фигур, ИЗО и прочего с дальнейшей оценкой его по бальной системе.

Количество баллов определяет один из трёх описанных уровней (высокий, средний или низкий).

Творчество должно быть развито у малышей

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: креативность

Креативность это качество, которое пригодится ребёнку и во взрослой жизни, поэтому его развитию необходимо уделять достаточно внимания.

Специалисты предлагают несколько способов для развития креативности:

  • Давать ребёнку свободное время. Постоянно играть с малышом, развлекать его. Придумывать для него игры не пойдёт на пользу для развития его фантазии.
  • Отказаться от большого количества современных игрушек. Эти вещи не дают малышу фантазировать. Когда же игрушка простая, ребенок вынужден додумывать какие-то элементы или нетрадиционный способ её использования.
  • Меньше контроля. Необходимо дать чаду простор для фантазии. Пусть он без неусыпного контроля занимается тем, что ему нравится.
  • Развивать таланты. Семья должна помочь малышу найти занятие по душе. Посредством посещения различных кружков, поиска увлечений можно будет заинтересовать кроху.
  • Творческая атмосфера. Для ребенка важно, чтобы у него была своя детская комната или креативный уголок, территория, на которой он волен делать все, что захочет. Пусть он собирает там модели из конструктора, играет в подвижные игры, главное, не мешать его творческим порывам.
  • Необузданная фантазия. Полезно фантазировать и сочинять разные истории с малышом. Можно посмотреть с ним мультфильм или прочитать сказку, а потом пофантазировать, как бы он поступил на месте того или иного героя. Хорошо развивает фантазию театрализованный семейный вечер.
  • Подавать пример. Бесполезно учить чему-то кроху, если он не будет видеть пример в семье. Родителям необходимо самим заняться каким-то творчеством и творить в присутствии малыша, повышать свой уровень.

Креативности уделяется особое внимание

Значение и виды творческой деятельности

Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она способствует развитию речи малыша.

  Образовательные игры для развития 7-летним детям

Обратите внимание! Это связано с тем, что творчество стимулирует развитие мелкой моторики рук (способность совершать мелкие и точные движения), а моторика непосредственно влияет на речевой центр в мозге.

Основными видами творчества являются:

  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Некоторые авторы выделяют ещё и спортивное творчество, целью которого является выполнение нормативов.

Целью художественного творчества является создание произведения искусства (песни, картины, стихотворения и прочего).

Целью научного творчества является получение новых знаний через открытия, эксперименты, исследования.

Целью технического творчества является создание механизмов.

Моторика должна развиваться

Как создать условия для педагогического процесса формирования креативности

Задача педагога постоянно развиваться, совершенствоваться. Развивая креативность, фантазию своих воспитанников, он не должен забывать и про себя. Создать условия для педагогического процесса формирования креативности помогут:

  • Постоянное саморазвитие и «самокопание», оценивание себя как личности и профессионала. Стоит улучшать изобразительный, художественный, песенный вкус.
  • Занятие творчеством совместно с детьми.
  • Посещение открытых занятий других педагогов, форумов, семинаров. Важно обновлять дидактический материал, можно написать курсовой проект, исследовательскую работу, совершенствовать свою деятельность, составить план работы.

Развитие творческого мышления

Можно записать малыша в продуктивный центр развития творчества детей, в котором специалисты-педагоги помогут развить творческое мышление ребёнка, его воображение, но куда важнее уделять внимание развитию малыша в семье.

Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата.

Развитие творческих способностей детей в семье

Обратите внимание! Главным условием развития творческих способностей у ребенка в семье является родительский пример. Если родитель считает и озвучивает, что всё это ерунда, пустая трата времени и лучше заняться чем-нибудь серьезным и полезным, то вряд ли ребёнок с удовольствием возьмётся за фломастеры или начнёт лепить из пластилина.

Нужно найти занятие по душе и уделять ему хотя бы небольшое количество свободного времени. В этом случае, даже если малыш не проявляет никакого интереса к творчеству, рано или поздно начнёт интересоваться, чем же так увлечённо занимается папа, мама, старший или младший брат, а потом и сам начнёт включаться в процесс.

Совместное творчество развивает лучше

Методики развития творческих способностей дошкольников

Методика это система инструментов, действий воспитателя, направленных на развитие творческих способностей малыша.

Также существует группа методик:

  • словесная;
  • практическая;
  • наглядная.

Развитие ассоциативности в игре

Упражнения для детей, направленные на формирование ассоциаций (взаимосвязь между объектами, событиями), положительно влияют на умственное развитие, развивают мышление и фантазию.

Игры по ФГОС для развития ассоциативности весьма простые, например, можно выбрать объект «собака» и вместе с малышом назвать или написать слова, которые можно связать с собакой (ошейник, намордник, поводок, косточка, хвостик, будка, лай и т.п.).

Либо подобрать карточки таким образом, чтобы у каждой была пара, потом перемешать их и дать ребёнку возможность воссоединить пары (зонт – дождь, ночь – сон, зубная щётка – зубная паста, музыкальный инструмент – нота, презентация – проектор, рисование – кисть, собрание – родители, техник – инструмент и другие).

Развитие системного мышления

Системное мышление это то, что освободит ребенка от запоминания большого объёма информации, которая большую часть времени бывает невостребованной.

Развитое системное мышление позволяет соотносить объекты между собой, видеть мир как совокупность частей, имеющих взаимосвязи между собой, выделять эти части, позволяет обобщать, делать выводы и умозаключения на основании имеющихся фактов. Развить системное мышление помогают специальные упражнения.

К сведению! Важно приучать ребенка играть так, чтобы он мог придумать с одним объектом много интересного.

Приобретать лучше всего многозадачные игрушки, с которыми можно придумать несколько игр, например, стаканчики, которые складываются друг в друга.

Их можно использовать, вкладывая друг в друга, ставя друг на друга, как пирамидку, играть с ними в песке, в воде, изучать цвета, счёт, понятие размера, больше, меньше, среднее и многое другое.

Родители должны подавать пример

Диалектичность дошкольников

Диалектичность, очень интересное свойство, заключающееся в том, что человек может обнаруживать нестыковки, противоречия, особенности. Оно является неотъемлемой частью критического мышления.

Развивать диалектичность эффективно с помощью игры «Плюсы и минусы».

Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается выделить положительные и отрицательные стороны какого-либо персонажа или события.

Не столь важно, если у малыша не всегда получается достичь определенного результата после занятий творчеством. Главную пользу он получит в процессе творческой деятельности.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-tvorceskih-sposobnostej-u-detej

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.