Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Содержание

Как привить ребенку любовь к чтению. Советы для родителей от психологов

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Как привить ребенку любовь к чтению — один из самых волнующих вопросов любящих родителей. Что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. В основном виновниками сложившейся ситуации считают всевозможные гаджеты, но даже задолго до их появления не все дети отдавали предпочтение книге. Возможно проблема кроется в другом?

Давайте разберемся, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге на всю жизнь,  в каком возрасте знакомить малыша с литературой, стоит ли вести бессмысленные разговоры о пользе чтения, или жестко принуждать. Поговорим о распространенных ошибках родителей, которые только отобьют интерес к литературе. Эти советы будут полезны для родителей детей всех возрастов, от рождения до подросткового периода.

Чтение можно разделить на два этапа

  1. Этап технического чтения. Ребенок только учится читать, связывает между собой буквы, слоги, слова, предложения. Это так называемый «голый» навык.
  2. Этап содержательного чтения. Когда ребенок ухватывает содержание текста, улавливает смысл, получает удовольствие от процесса.

Первый этап тяжело дается детям, он не приносит совершенно никакого удовольствия, учиться читать скучно и неинтересно для ребенка, и ему никак не объяснить, что это необходимо. Поэтому до того, как учить ребенка читать, нужно привить ему любовь к чтению, показать как интересен и разнообразен мир книг. Как это сделать? Просто нужно соблюдать ряд простых, но очень важных правил!

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

Когда читать?

  1. Как только малыш родится.
  2. Ежедневно по несколько минут.
  3. Когда ребенок в хорошем настроении, в качестве поощрения за примерное поведение.
  4. В любом месте, всегда берите книгу с собой на прогулку, в гости.
  5. Приучите ребенка ждать время для чтения, например перед сном. Дети, у которых есть ритуал отхождения ко сну быстро и легко засыпают, их не нужно уговаривать лечь в постель.

Как читать?

  1. Медленно, с интонацией, меняйте голос читая за разных персонажей, показывайте мимикой и жестами их действия.
  2. Рассматривайте вместе книги и картинки, купите книги из толстого картона, чтобы ребенок, если он совсем маленький, смог полистать книжку, не порвав её.
  3. Попросите малыша переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя помощником, а дети любят помогать взрослым.
  4. Пусть малыш сам выберет книгу, которую вы ему прочтете.
  5. Не перегружайте, не нужно читать больше 20 минут, это максимум для маленького ребенка в возрасте 1-4 лет.

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

  • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
  • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
  • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
  • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
  • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
  • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

Источник: https://razvitie-rebenka24.ru/bez-rubriki/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu.html

Как привить ребенку любовь к чтению? 12 полезных советов

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Источник: https://mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu

10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.

org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

1. Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Марта Райцес

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

3. Не бойтесь повторений

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас.

Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально.

Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

5. Пусть литературу выбирает ребёнок

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма.

До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт.

Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Почему дети никогда не будут читать то, что советуют в школе

Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

Неубедительно:

  • Эту книгу вам задали в школе
  • Эту книгу мы давно не читали
  • Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
  • Эту книгу рекомендовал продавец книжного
  • Эта книга нравится всем

Серьёзные доводы:

  • Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
  • Это книга автора, которого ты уже хвалил
  • Это книга про то, что ты любишь
  • Эта книга попала к нам домой магическим образом
  • Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится

7. Сделайте покупку книги приключением

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги.

Опрос, проведённый в LifeProof, выявил, что дети, читающие с планшетов, смартфонов, ноутбуков и букридеров, плохо спят, потому что гаджеты подавляют выработку ночного гормона — мелатонина.

Если верить исследованиям 2013 года, то исключения составляют лишь гаджеты с экраном E-ink.

9. Создайте ребёнку правильное окружение

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей.

В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

5 книг, которые научат ребёнка нестандартно мыслить

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой. Я уже взрослый человек, но каждый выходные я еду домой к родителям, чтобы вместе читать театральные пьесы. Это замечательно времяпрепровождение, берущее начало в моём детстве.

И напоследок несколько рекомендаций. Книги этих авторов наверняка понравятся вашим детям в разном возрасте:

  • Эрик Карл Ротраут, Сузанна Бернер (0-4 лет)
  • Мира Лобе (5-10)
  • Роальд Даль (5-11)
  • Сария Парр (8-13)
  • Бьянка Питцорно (8-12)
  • Даниэль Пеннак (9-16)

Не пренебрегайте экранизациями, но перед тем, как посмотреть фильм, расскажите детям, что сначала написали книгу и только потом сняли по ней фильм. Иногда им не приходит в голову мысль о порядке вещей.

Как правильно оценить потенциал ребёнка и распределить нагрузки

15 главных экранизаций классики

Как научить ребёнка заботиться о себе

Источник: https://mel.fm/chteniye/9635178-to_like_to_read

Как привить ребенку любовь к книгам и чтению

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

В нашей современной жизни дети знакомятся с первой книгой в очень раннем возрасте, и читать начинают намного раньше, чем их предыдущие поколения.

Но, к сожалению, это не является гарантией того, что ребенок будет любить читать и в дальнейшем проявит особый интерес к книге. В школе многих детей просто приходится заставлять читать. А ведь книга – это источник развития многих человеческих качеств.

Например, таких, как память, речь, мышление, воображение, фантазия, творчество, сострадание, любовь. Как же привить малышу любовь к книге и чтению?

Самый первый и самый легкий способ ненавязчиво развивать интерес к детской книге можно при помощи рассказывания или чтения сказки ребенку перед сном. Это может стать ежедневным ритуалом, а в дальнейшем хорошей привычкой.

Главное, не стоит первое время перегружать малыша большим объемом информации. Начинать нужно с коротких популярных сказок – «Колобок», «Теремок», «Курочка-ряба», «Репка» и т.п.

Ребенок не только будет запоминать новые слова и выражения, но и учиться сочувствовать и сопереживать сказочным героям.

Прослушивание сказок развивает интеллект ребенка и расширяет его кругозор. Сказка поможет ускорить развитие речи, познакомит малыша с разными интонациями и чувствами. Книги – это помощник в воспитании ребенка и формировании личности.

Основные ошибки родителей: принуждение и спешка

  1. Некоторые родители слишком настойчиво, порой без желания ребенка, «прививают» любовь к чтению и книге. Такие действия взрослых почти всегда вызывают противоположную реакцию малыша. Он может вообще игнорировать детские книги и никакими уговорами в дальнейшем не получится его переубедить. Не заставляйте малыша читать, если он сам этого не хочет.

  2. Необходимо находить золотую середину для начала работы с книгой. Не стоит лишать ребенка детства и чуть ли не с пеленок начинать учить малыша читать и усаживать его за постоянные занятия. В наше время это становится модным явлением. Но и начинать знакомство с книгой перед поступлением ребенка в первый класс – это тоже неправильно, а точнее – поздновато.

  3. Рекомендуется при выборе детской книги учитывать, в первую очередь, возрастные особенности ребенка. Например, «Алиса в Стране Чудес» или «Волшебник Изумрудного города» будут неинтересны и непонятны детям в возрасте трех-четырех лет. Эти книги в таком возрасте не смогут вызвать интерес у малыша к сказке и чтению вообще.

    Точно такое действие окажет сложное классическое произведение на ребенка в подростковом возрасте.

Личный пример

Дети в большинстве случаев копируют поведение и привычки родителей. Поэтому вместо постоянного «Садись почитай!» лучше много и часто читать самому.

Малыш, видя маму или папу с книгой в руках, тоже будут проявлять интерес к чтению.

А видя родителей в свободное время у телевизора или компьютера, вряд ли дети захотят что-то почитать, они тоже будут часами сидеть, просматривая мультики или играя в игры.

Первое знакомство с книгой – в первые месяцы жизни

Существуют специальные книги для ясельного и младшего детского возраста. Они изготовлены из специальных материалов, безопасных для ребенка (ткань, картон).

Такие книги – игрушки малыш будет пробовать на зубок, мять, но это тоже этап знакомства с первой литературой.

Ребенку необходимо показывать яркие картинки, учить его переворачивать странички и указывать пальчиком на изображенный предмет.

При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка

Детям до трех лет желательно покупать книги с большими и яркими понятными картинками, в которых не будет текста или его будет минимальное количество.

Малышам в возрасте от трех до шести нужны книги с картинками среднего размера и с крупным шрифтом. Дети школьного возраста должны сами выбирать, что они будут читать. Не нужно им навязывать свое мнение.

Пусть лучше ребенок читает то, что ему нравится, чем он вообще не захочет ничего прочитать.

Чтение по ролям

Постоянное прочтение коротких сказок прочно остается в памяти ребенка. Дети запоминают текст книги наизусть. Вот здесь и стоит воспользоваться этим багажом и поиграть в домашний детский театр.

Попробуйте все вместе рассказать сказку по ролям с помощью мягких игрушек или вырезанных из картона действующих лиц.

Такое представление не только сблизит всех, но и будет развивать у малыша творческие способности, память, речь и многие другие качества.

Повторение – мать учения

Когда трехлетний малыш запоминает сказку наизусть, но просит снова и снова ее почитать, не отказывайте ему. Каждое новое прочтение может продолжать развивать память ребенка. Читая сказку, делайте паузу, как будто вы забыли слово или делайте намеренно ошибку в тексте. Внимательный карапуз будет вас поправлять и помогать рассказывать сказку сам.

Делайте перерыв на самом интересном месте

Длинную сказку можно читать в несколько этапов. Чтобы интерес к дальнейшему прочтению не терялся, останавливайтесь на самом остром и интересном моменте. Во-первых, малыш будет с нетерпением ждать продолжения, а во-вторых, у него будет постепенно возникать желание самому научиться читать.

Развивайте интерес ребенка к сюжету книги

Не нужно останавливаться только на прочтении книги. Интерес к чтению можно продолжить развивать посещением зоопарка, где живет медведь или лиса из сказки.

Для сравнения сюжета можно посмотреть с ребенком одноименный мультик или телевизионную детскую сказку. Но больше всего эмоций у детей вызывают театральные постановки, кукольные спектакли.

Не стоит забывать, что можно развивать интерес к книге и с помощью рисования, лепки и сочинения своих сказок (или продолжения уже знакомых) и коротеньких стишков.

«Высокие технологии» на помощь родителям

книги и интерактивные сказки могут помочь тем родителям, чьи дети категорически против обычных книг. Став героем интерактивной сказки, малыш захочет познакомиться и с вариантом книжной истории.

Не нужно зацикливаться только на чтении

Да, книга – это источник знаний и средство развития ребенка, но она не единственная. Малыш не должен все свободное время проводить за чтением книг. Ему важно и общение со своими сверстниками, и дворовые игры и развлечения, экскурсии в природу и отдых на свежем воздухе, различные культпоходы – театр, кино, цирк, каток, занятия спортом.

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Чтение книги в семье должно быть своеобразным приятным ритуалом, в атмосферу которого очень хочется возвращаться вновь и вновь. Читайте в любую свободную минуту сами и вместе с ребенком.

Прививаем малышу любовь к чтению (видео)

Источник: https://babymir.net/kak-privit-rebenku-lyubov-k-knigam-i-chteniyu/

Как привить любовь к чтению у детей – советы и технологии приучения детей к чтению

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Книги есть практически в каждом доме, и когда в нем появляется ребенок, взрослые активно стараются привлечь его к процессу чтения, завлекая картинками и интересными, поучительными историями, детскими стихами и скороговорками.

Зная как привить любовь к чтению детям, родители помогают открывать ему для себя увлекательный и яркий мир фантазий, дают возможность поверить в чудеса и пронести через всю жизнь уважение к печатному слову, в котором есть житейская мудрость и бесценный опыт.

Польза чтения для ребенка

Детство, это именно то время когда нужно воспитывать любовь к чтению, ведь хорошие привычки становятся верными спутниками жизни, помогают познавать окружающий мир и пользоваться полученным, принося еще немало пользы:

  • развитие творческих способностей и расширение кругозора;
  • обогащение словарного запаса и укрепление навыков общения;
  • совершенствование логического мышления и грамотности.

Начиная с совместного чтения, ребенок постепенно из пассивного слушателя превращается в активного чтеца, увлекательный процесс активирует жажду знаний в сочетании с пополнением багажа знаний и теоретического опыта, который можно реализовать в жизни.

Как развивать искренний интерес к чтению у детей

Существующие и адаптированные психологами лучшие способы как развить любовь к чтению базируются на предварительной подготовке и работе с ребенком, при этом родителям обязательно необходимо уделить внимание развитию таких качеств:

  • усидчивость и максимальная концентрация внимания на определенном занятии;
  • высокий уровень мотивации и заинтересованность в процессе и результате;
  • инициативность с эмоциональной окраской ярко выраженного интереса.

Эти черты характера, воспитываемые в ребенке с детства, помогут ему не просто освоить навыки чтения, но и помогут в процессе дальнейшего обучения и освоения школьной программы, дадут толчок к самостоятельному чтению и изучению различной литературы.

Причины возникновения неприязни у детей к чтению книг

Ответственность за неприязнь, испытываемую ребенком к процессу чтения, полностью лежит на родителях, которые на собственном опыте демонстрируют ему увлеченность современными гаджетами, компьютерами и планшетами.

Акцентируя внимание на том, что любят читать современные дети, можно выделить исключительно описания к видео, выложенным в сети, ярко оформленные комиксы и другие привлекающие их внимание материалы.

Выбирая книги для домашнего чтения, необходимо ориентироваться на пристрастия ребенка и его интересы, что позволит безболезненно и быстро привить ему интерес к чтению, параллельно развивая его способности.

Нагнетая обстановку и заставляя любыми способами сесть за книгу, родители не просто занижают его самооценку, но и воспитывают в детях формальное отношение к любому занятию, ведь механическое чтение не принесет им пользы.

Методы и приемы, простые для родителей, интересные для детей

Детский возраст это отличное время, когда ребенку стоит развивать чтение и навыки использования опыта, почерпнутого из книг, в процессе привития любви к этому занятию можно руководствоваться простыми советами и методами:

Дайте время на привыкание. Для малышей используются непромокаемые книжки с яркими картинками и подвижными элементами, с которыми он может беспрепятственно играть в ванной, своей комнате или кроватке, грызть их и использовать в качестве строительного материала, рассматривать и изучать.

Первоначальное совместное чтение. Стимулируйте ребенка дошкольного возраста совместным чтением, прочитанная история в течение дня может стать основой совместного отличного времяпрепровождения, по ней можно вместе нарисовать рисунок, обсудить сюжет или поступки героев книжки.

Совместный выбор книги для чтения. Детям младшего школьного возраста необходимо дать возможность личного выбора книги, проявление самостоятельности и чувство важности его мнения сработает отличным стимулом для ребенка, а после прочтения обязательно уделите время обсуждению сюжетной линии.

Личный пример в организации досуга. Старшие школьники, как и дети любого возраста, перенимают стиль поведения и общения родителей, что отражается на их времяпрепровождении в часы отдыха, читая книги на досуге, взрослые подают ему личный пример, как можно с пользой и интересом провести время в домашней обстановке.

Ограждая ребенка от переизбытка информации, поступающей из компьютера или с экрана телевизора, важно удовлетворять его любознательность общением и увлекать полезными занятиями, чтением и саморазвитием.

Присущие современности проблемы с любовью к чтению у детей должны стимулировать, прежде всего, родителей, ответственно относящихся к процессу воспитания своего ребенка и старающихся привить искренний интерес своему малышу к миру знаний.

Фото способов прививания любви к чтению у детей

Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://detkiportal.ru/kak-privit-lyubov-k-chteniyu-u-detej/

Как привить ребенку любовь к чтению | И нужно ли это делать

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Интернет и разговоры между родителями полны стенаниями о том, что дети не читают. Миллионы родителей, как алхимики — философский камень, ищут однозначный рецепт того, как приучить ребенка к чтению. И я не исключение. Вот уже семь лет я, так же как миллионы других мам и пап, бьюсь над этим вопросом.

Зачем прививать любовь к чтению?

Первый вопрос, который родитель должен задать самому себе, — для чего ему нужно, чтобы его ребенок читал? Что он хочет увидеть в конечном результате: прочитанный список литературы на лето или же ребенка, который спит с книжкой в обнимку и считает это главным своим развлечением? От ответа на этот вопрос зависит дальнейший алгоритм действий.

1. Ради оценок в школе

Если ваша цель — прочитанный список книг, то тут все сложнее. Вообще школьная программа по литературе никогда не отличалась своей адекватностью — ни когда я училась, ни сейчас, когда учатся мои дети.

Это отдельная тема для разговора. Если нужна хорошая оценка по этому предмету, можно просто использовать современные лайфхаки: аудиокниги, экранизации произведений, краткое содержание.

Чтобы успешно написать школьные сочинения, этого вполне достаточно.

Ждать от нормального по уровню развития ребенка, что он будет влюблен в Достоевского, — верный путь к неврозу, вашему и вашего ребенка. Если честно, я бы поставила на Достоевского возрастной ценз 30+.

Увы, это не очевидно для многих взрослых, в том числе и для разработчиков школьной программы, которые переносят свои литературные предпочтения на ребенка, не учитывая возрастные особенности и вопросы восприятия и осмысления текста.

Ну, допустим, вы решили: пятерка по литературе — и больше вопросы чтения вас не волнуют.

Тогда разговор с ребенком строится по принципу: «Понимаю, зайчик, тяжело… Мне тоже было тяжело все это читать, но нужно, если хочешь хорошую оценку по литературе.

Давай поищем варианты, как упростить для тебя эту задачу». Ну а если ребенку и оценка эта не очень-то сдалась, тогда… чтение явно не самая главная ваша проблема.

2. Ради развития литературного «аппетита»

Если же во главу угла ставить любовь к чтению вообще или чтение как основной вид детского досуга, то это уже совсем другая история. Тогда список школьной литературы придется немного отодвинуть на второй план.

Совсем убирать его не стоит, ведь попадаются в школьной программе иной раз и интересные детям произведения (как правило, из списка для внеклассного чтения).

Но подбором литературы нужно заняться по возрасту и по интересам ребенка.

Но для начала стоит разобраться, откуда эта любовь к чтению вообще берется. Откуда она взялась у детей, которые в первый класс приходят с прочитанным «Гарри Поттером», я не знаю, но их родители эту статью читать и не будут — у них другие задачи.

Поскольку меня больше всего беспокоил вопрос, как привить своим детям искреннюю любовь к чтению, с ним я и стала разбираться в первую очередь.

Рецепт любви к книгам из мемуаров

Рецепт «читайте сами — и ваши дети тоже будут читать» с моими детьми не сработал. Читаю я много, запоями. Вырабатывание привычек через ежедневное чтение тоже не работало — улучшалась только техника чтения, а любовь не просыпалась.

 Вариант недочитанного перед сном рассказа, который якобы пробуждает интерес, тоже оказался несостоятельным — мои дети показывали чудеса выдержки и ждали, когда я его дочитаю им сама. Ну, в общем, все общепринятые рецепты были опробованы.

 

Тогда я пошла методом поиска причин моей любви к чтению. Вообще мою страсть к литературе можно описывать как любовный роман. Она была разной, сложной, болезненной, бредовой, как любое любовное приключение.

Книжные магазины, библиотеки с детства стали моей слабостью. До сих пор помню, как первый раз мама меня привела в книжный. Правда, пришли мы туда не за книгами, а за пластинками. Телевизора у нас в доме не было, поэтому среди немногих развлечений, доступных мне, было заслушивание пластинок до дыр. Чаще всего это были сказки.

На первой пластинке, которая запала мне в память на долгие годы, была сказка «Кто сказал «гав»?». Это был маленький магический диск, который скрипучим и трещащим голосом рассказывал мне снова и снова сказочный детектив о том, кто же потревожил общественность. Мне уже 30 с хвостиком, а этот голос до сих пор, как живой, звучит у меня в голове.

Но книжные магазины я полюбила не за аудиокниги в виде пластинок, а за запах. Красивые книги в новеньких переплетах стояли на полках и излучали манящий запах новой бумаги, новых приключений, новой тайны. Я до сих пор, как токсикоман, утыкаюсь носом в свежекупленную книгу.  

А если перемотать пленку памяти еще дальше, то отчетливо всплывает мамин страх, что я никогда не буду читать. Она никогда не заставляла меня отчитывать дневную норму, никогда не пихала в меня книги, и даже список литературы на лето я всегда читала по собственному желанию. Единственное, что она мне показывала, — это свой страх (тут я поняла, что не читать — страшно) и свою любовь к книгам.

Если при фразе «любовь к книгам» у вас перед глазами сразу появилась картинка моей мамы, читающей в кресле возле книжных стеллажей, то я вас разочарую. Я ни разу не видела свою маму читающей что-нибудь толще газеты или же читающей маленькой мне сказки! Клянусь!

К тому времени, когда я дозрела до самостоятельного чтения, ее любовь к книгам оставалась лишь в воспоминаниях.

Но зато какими эти воспоминания были! Красочными, манящими! Она рассказывала мне о прочитанных в юности книгах, как о странах, в которых побывала.

Но любовь к книгам у меня через эти рассказы сразу не пришла — сначала я полюбила сами эти рассказы. Они стали для меня одной из немногочисленных ниточек, которые связывали меня с мамой.

Больше всего мне запомнились не содержание прочитанных ею книг, а ее эмоции, ее горящие глаза. Воспоминания о книгах были воспоминаниями о самых лучших пережитых ею моментах жизни. Таким образом, у меня четко закрепились две мысли в голове: «не читать — страшно», «читать — очень увлекательно и захватывающе».  

Итак, проанализировав себя и свое детство, я пришла к выводу, что любовь к чтению передается, во-первых, при наличии оной у родителя (и речь идет про настоящую любовь, а не показную), а во-вторых, если эта любовь показывается ребенку, а не остается только между вами и книгой.

Как привить любовь к чтению, если сами читать не любите?

Что же делать родителям, которые сами читать не любят, но не читающий ребенок все равно не дает покоя? Ну, для начала — задаться вопросом, стала ли ваша жизнь от этого сильно хуже.

Если ответ отрицательный («И без книги неплохо живу»), тогда оставьте ребенка в покое. С чего вы взяли, что ему это в жизни пригодится?

Если же ответ положительный («Если бы читал, то было бы лучше…

»), тогда беритесь сами за книгу, хоть какую — даже если это инструкция к новой технике, читайте ее, почувствуйте сначала сами радость новых знаний.

И лишь при наличии этого чувства прививайте любовь к чтению ребенку. На вопрос, не поздно ли, сразу скажу — не поздно, даже если вам 70, а вашему ребенку 40. Радость — штука очень заразная!

Уважаемого читателя, наверное, сразу заинтересует вопрос: помог ли мне этот рецепт, читают ли мои дети? Отвечаю — рецепт этот лишь на стадии обкатки. Я точно знаю, что он помог мне. Является ли он универсальным — я не знаю. Пробовать его или нет — решать уже вам самим.

Моей старшей дочери 13 лет, а младшей 10. Они читают — с разной периодичностью и с разным интересом.

Про старшую точно могу сказать, что она любит читать, с книгой ест и вообще живет, хотя бои на тему чтения у нас с ней были кровопролитные.

Читать она начала лишь тогда, когда я стала демонстрировать свою любовь к чтению, обсуждать с ней книги, делиться прочитанным, — может, совпадение, а может, и нет.

Младшая пока держит оборону, читает больше по долгу учебы, но иногда у нее мелькают искорки интереса. Может, время еще не пришло или нужная книга не попалась. Одно я могу сказать точно — вариант, который я описала, точно никому не повредит. 

Итак, краткое руководство к действию для родителей:

  1. Определиться, какого результата вы хотите достичь в вопросе детского чтения.
  2. В зависимости от ответа выбрать алгоритм:
  • Вариант «пять по литературе». Помощь в усвоении школьного списка, использование вспомогательных средств — фильмы, аудиокниги, сокращенное содержание.
  • Вариант «чтение как основное развлечение». Личный пример через свое чтение с обязательной демонстрацией вашей искренней любви и заинтересованности к прочитанному. Домашние литературные кружки, обмен полученной информацией, чтение вслух для всей семьи, обсуждение прочитанного и т.д.

Удачи и увлекательных вам книг!

От редакции

Многие родители сталкиваются с еще более сложной задачей — привить ребенку любовь… к музеям! Детский психолог Александра Березовская дает рекомендации, как провести семейный поход в музей с пользой: https://psy.systems/post/kak-svodit-rebenka-v-muzej-s-polzoj.

Еще одна важная сфера, в которой непременно нужно развивать ребенка, — это финансы. Детский и подростковый психолог Оксана Юсупова рассказывает, как воспитывать у ребенка правильное отношение к деньгам, которое поможет ему стать финансово успешным взрослым: https://psy.systems/post/kak-vospityvat-detej-chtoby-oni-byli-usoeshny-finansovo.

Еще одна, пожалуй, важнейшая сфера развития ребенка — эмоциональная. Детский психолог и онлайн-консультант Александр Орлов дает отличную технику, которая позволит научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями: https://psy.systems/post/ruka-mozg-kratkij-kurs-upravlenia-emociami-dlya-detej.

Источник: https://psy.systems/post/kak-privit-rebenku-lubov-k-chteniu

Как привить ребенку любовь и интерес к чтению?

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

Всем родителям, которые понимают значимость чтения, хочется, чтобы ребёнок полюбил книги, хотел читать и читал с удовольствием, поэтому с самого раннего возраста дают ему в руки книжки, а потом начинают читать вслух. И вот здесь очень важно, как именно читать вместе с малышом, когда, о чём и как беседовать.

Для маленьких детей, которые пока сами не читают, очень рекомендую использовать технологию чтения-слушания.

Прогнозирование

До начала чтения рассмотрите вместе обложку, пролистайте книжку и изучите иллюстрации, прочтите название и фамилию автора, а потом поговорите с ребёнком: о ком и о чём будем читать, как ты думаешь? Как ты догадался?

Этот этап работы — прогнозирование будущего чтения. Он очень важен, потому что развивает одно из важнейших читательских умений и вызывает у ребёнка желание поскорее послушать книжку, узнать, что произошло с героями, проверить свои предположения.

Комментирование

Читайте вслух так, как вы сами понимаете текст, передавайте свои эмоции. Обязательно останавливайтесь по ходу чтения там, где нужно что-то прокомментировать, привлечь внимание ребёнка, усилить его эмоциональное восприятие, включить воображение.

Некоторые родители не любят, когда ребёнок перебивает, задаёт вопросы: «Вот дочитаю, и ты меня спросишь!» На самом деле нужно радоваться, если вопросы у ребенка возникают: значит, он включился в процесс восприятия и понимания текста, у него появились вопросы к автору. Обязательно остановитесь и обсудите, пусть ваши мнения не совпадут, так бывает у разных читателей. А потом по ходу чтения покажите, где же в тесте ответ на этот вопрос.

Источник

Вот как можно прочитать с остановками рассказ Евгения Чарушина про щенка Томку:

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал. (Томка большой или маленький?)

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него на песке так и заплетаются. (Видел, как маленькие щенки бегают? Представил?) Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

(Зачем он оглядывается?)

— Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь! (Вот почему оглядывается — воды боится!)

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. (Что случилось?! Догадался?) Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. (Вот что случилось! Воды нахлебался Томка. Зря он дышать в воде надумал!)

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро… Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду. Бежит, повизгивает. (Представил?) Но теперь носом в воду не суётся. Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам. Вот так и научился плавать. (Молодец Томка!)

Обсуждение

После чтения можно спросить ребёнка, какие места ему бы хотелось послушать ещё раз, кто из героев понравился или не понравился, почему было весело, смешно или грустно, и обязательно поделитесь своими впечатлениями тоже.

Если ребёнку нравится рассказывать, можно попросить его рассказать историю от имени какого-то персонажа или разыграть диалог с вашим участием. Интересно, например, рассказать, как Томка научился плавать, от лица самого Томки. Начать можно так: «Отправились как-то раз мои хозяева на озеро погулять. Меня с собой взяли. Положили в портфель, наверное, чтобы я не устал. Вот приходим на озеро …».

Маленьким детям нравится слушать и повторять стихи, особенно если они ритмичные, весёлые. Совместное чтение стихотворений с остановками можно одновременно превратить в игру с договариванием: вы делаете паузу, а ребёнок догадывается, какое слово нужно договорить.

Источник

Вот, например, читаем стихотворение «Помощница» Агнии Барто:

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел: (Интересно, какие у неё дела?)

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел. (И Танюша, значит, тоже… Серьёзное дело!)

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила.

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке … (пошла). (Вот что за дела у Тани!)

Перед сном сказала маме:

_ Вы меня разденьте… (сами).

Я устала, не могу,

Я вам завтра … (помогу)! (А Танюша большая или маленькая?)

Все эти приёмы сделают ваше совместное чтение-слушание увлекательным и очень полезным для развития ребёнка-читателя: он полюбит сам процесс чтения, научится эмоционально проживать текст, включать воображение, понимать и запоминать прочитанное.

Обложка поста: unsplash.com.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/06/04/kak-privit-rebenku-lyubov-i-interes-k-chteniyu/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.