Как работать со сказками

Содержание

Методы работы со сказками: приемы

Как работать со сказками
Текст и подборка: Эмануэль Т. Основа: литература Иллюстрации: прекрасные авторы из сети Интернет

У Джанни Родари есть прекрасная книжка, в которой для каждой сюжетной фабулы представлено 3 различных конца. Причем с указанием того, какой из них импонирует самому Автору.

Вот и нам очень полезно задуматься: а что же было дальше? После окончания сказки? И, если есть время-желание, придумать несколько альтернативных концовок.

Ведь события могли развиваться совершенно по-разному? Возьмите какое-нибудь произведение и начните фантазировать! Примеры ниже — для вдохновения, как всегда:

Что стало с бабой Ягой в условиях рыночной экономики? Как она нашла себя?

Кажется, кому-то срочно  нужен ЗОЖ! Можно, кстати, подобрать рацион, как сделали с Карлсоном

А кому-то — надо срочно рассказать про  целеполагание

Может, все-таки Рыбка одумалась и…

Была внедрена попытка справедливости?

А теперь рассмотрим сами приемы.Некоторые из них разделены на противоположные пары: дробление (одна сторона) и объединение (противоположность), динамика (первая) и статика (наоборот) и т.д. Давайте познакомимся с ними, подберем примеры и будем использовать при своем словотворчестве.

С помощью этих приемов вы сможете создавать свои собственные интересные и необычные истории!

Кстати! ВЫ имеет право на СВОЙ видение истории!!

А еще мы можем придумать другие варианты развития событий на основе приемов творчества

Приемы работы со сказками

Первая пара приемов: дробление и  объединение

Помните, мы уже объединяли животных и создавали так новых героев? Это можно отлично использовать в вашей собственной сказке!

Самостоятельно создайте какого-нибудь уникального героя на основе этого принципа! А стул и книга!! Помните? Тоже можно использовать!!

А еще можно додумать продолжение, объединив его в многотомное повествование

А еще мы можем сотворить коллаж из сказок. Этот метод тоже описал Джанни Родари. Суть в том, что мы объединяем несколько сказок в одну, чтобы додумать, что теперь будет. Например, так (схема осталась прежней, но герои затесались какие-то не те):

Посмотрите на эти картинки из сети Интернет. Сколько сказок тут отображено? И какие именно Вы увидите? Правильного ответа нет, Вы помните. Кого вы здесь увидите? Мэри Поппинс? Золотая Рыбка? Федорино горе? А еще?

Внезапно. Гастроли?

Посредник? Вспомните прием):

Кстати, перемешивать можно и сказки в целом, и отдельных персонажей — пусть встретятся наконец-то!! Коллеги по метле все-таки!!!

А вот герои «Несколько в одном» (Белоснежка уже не та):

А какие сказки объединены тут:

Таким образом, ВЫ можете объединять, перемешивать и фантазировать!! Поле — огромное!!!

Следующая пара приемов: универсализация и  специализация

Универсализация — что-то для ВСЕГО! Специализация — что-то для ОДНОГО!

Выберите какой-то объект и встройте его в свое повествование!!! Он будет универсален? Или предназначен для чего-то сугубо узкого? Вот примеры.

«Универсальное» рабочее место…

Специализированные предметы (строго для яиц, морковки, сосисок и лапши)

Как вы уже поняли, эти приемы позволяют не только украсить свое повествование, привнеся в него замысловатых существ, но и разработать новые идеи, как мы сделали с зонтиками.

Встраивайте динамику и/или статику в свое повествование. Пусть подвижное вдруг станет неподвижным и наоборот!

Смотрите: мы можем ДОБАВИТЬ ВНУТРЬ (получить) какие-то свойства (волшебные и не очень), а можем вынести их во вне.

Например, попил из копытца, ПРИВНЕС свойства козленочка. Стал водиться не с теми, научился говорить на змеином языке… и т.д.

А можем ВЫНЕСТИ ВОВНЕ  какие-то свойства. Тут Кащей отлично придумал:

Вот еще несколько «вынесений»:

Следующий прием — изменение количества и масштаба

Количество и масштаб может измениться как в бОльшую, так и в меньшую сторону. Иными словами, в нашем повествовании чего-то становится вдруг сильно много, либо сильно мало. Кроме того, это «нечто» может быть увеличено или уменьшено в размерах. Мы ведь помним и великана-Гуливера, и Мальчика-с-пальчика. А вместе с ними давайте запомним и эти приемы.

Так, мы можем вообразить, что количество Колобков внезапно увеличилось. Скажем, Бабка пекла для оптовых дел. Ситуация «Переменка в школе»:

Теперь важно подумать, что делать дальше? Как утихомирить этих товарищей и сделать их добрыми? Может, звонок на урок?)

Додумайте эти картинки. Какие приемы тут есть?

Источник: http://emanuelt.ru/2014/11/13/metodyi-rabotyi-so-skazkami/

Общие принципы работы сказкотерапии

Как работать со сказками

Начало смотрите здесь-Сказкотерапия-как форма работы с детьми.

1. Осознание — осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки.

2. Многозначность — понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе.

3. Связь с реальностью — осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок.

Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях).

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок:

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагают ответить на вопрос:

— Как вы думаете, о чем эта сказка?

— Кто из героев больше всего понравился и почему?

— Почему герой сделал так, а не иначе?

— Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке?

— Что было бы, если бы в сказке были положительные

или отрицательные герои и т.д.?

Такая форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лисичка, Баба Яга или Василиса Премудрая.

Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, определенное развитие событий, ситуаций, конец сказки и тому подобное.

Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения.

В этом и заключается психокорекционный метод — в переписывании содержания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.

Виды сказок

Концепция комплексной сказкотерапии строится на пяти видах сказок:

— художественные;

— дидактические;

— психокоррекционные;

— психотерапевтические;

— медитативные.

Художественные сказки

К художественным сказам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.

Народные сказки несут очень важные идеи:

1. Мир вокруг нас — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и вдумчивого отношение к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями, рукотворными вещами.

2. Оживленные объекты окружающей среды способны действовать самостоятельно, они имеют право на личную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Понимание добра и зла, вера в победу добра. Такая идея важна для поддержания и роста, формирования стремления к лучшему.

3. Самое ценное достигается через испытания, а то, что досталось даром, может быстро исчезнуть. Эта идея важна для формирования целеустремленности и терпения.

4. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или поставленными задачами самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Указанные философские идеи можно обсуждать с детьми.

Наша жизнь многогранна, поэтому есть множество разновидностей народных сказок:

— сказки о животных;

— бытовые сказки;

— страшные сказки;

— волшебные сказки.

Авторские художественные сказки более образные, нежели  народные. Если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбираем авторскую сказку.

Дидактические сказки

Дидактические сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки:

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

4. Герой начинает искать выход. Или начинают углублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может видеть последствия своих действий — и это подтолкивает его к изменениям. Герой может встречать существ, попавших в похожую ситуацию, и смотреть, как они решают проблему.

Он встречает фигуру психолога — мудрого наставника, который объясняет ему смысл того, что происходит. Наша задача: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти положительный смысл того, что происходит.

Все увиденное в правильном свете является благом — это мудрость, которую хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок плохо себя ведет, если:

1. Хочет привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, позитивных способов привлечения внимания.

2. Хочет управлять ситуацией, взрослыми, ровесниками. При этом в психокоррекционные сказки может быть предложена положительная модель выявления лидерских качеств: хороший способ прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Хочет за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки поддерживают главного героя, предлагают пути преодоления страха.

5. У ребенка не сформировано чувство меры. У этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая прочитанное. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Даже если ребенок не выявила восторга по поводу сказки, она все-таки заденет его душу, и через некоторое время поведение ребенка изменится.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть его с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.

Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем события,  которые могут с ним случиться.

Наша задача — помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в происходящем.

Если необходимо, показать, что даже тяжелые неоднозначные события могут стать благом для развития души и роста силы духа; дать возможность отследить незаметные нюансы ситуации, понять смысл полученного урока.

В зависимости от ситуации и цели, которая стоит перед нами, мы можем обсуждать сказки, давая ребенку время на самостоятельные размышления. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативные сказки

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации.

Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим — психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок.

Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять.

Сказкотерапия в работе психолога ДОУ

В общении и работе с людьми есть большой простор для творчества. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и усовершенствования взаимодействия человека с окружающим миром.

Основной принцип этого метода — духовный, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Забота о душе (в переводе с греческого) и является терапия.

Так как мы используем простую и понятную ребенку форму сказки, этот метод называется «сказкотерапия».

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому необходимо подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях — это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).

Один ребенок больше склонен составлять и рассказывать; другой — не может усидеть на месте, ему необходимо двигаться; третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый — обожает рисовать.

То, как человек рисует, рассказывает, составляет, и является ключом к познанию его внутреннего мира.

Мы с вами познакомились с «действенным аппаратом» сказкотерапии, различными видами сказок.

На их основе можно создавать развивающие, психокоррекционные и психотерапевтические программы, используя различные формы подачи материала.

Это анализ, рассказ, составление сказок, куклотерапия, инсценировка сказок на сцене, рисование «волшебными красками», психодинамические медитации, исследования мифов и сказок, терапия абсурда и тому подобное.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Наверное, вы заметили, что в системе сказкотерапии неважно, с какой проблемой, точнее, с которым симптомом, работать. Мы возвращаем сказку душе, и как следствие — все становится на свои места …

Источник: https://psichologvsadu.ru/skazkoterapiya/137-obshchie-printsipy-raboty%20skazkoterapii

Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. — Л.Б. Фесюкова | Азбука воспитания

Как работать со сказками

Сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. Предложенное Вашему вниманию пособие Л.Б. Фесюковой посвящено всестороннему рассмотрению вопроса воспитания через сказку.

Методы работы со сказкой

Специальная универсальная схема, направленная на воспитание через сказку, выглядит следующим образом:

7. Сказка развивает руки

Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем.

Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну — две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.

То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика».

Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление.

А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу.

За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам.

А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Не зря существует поговорка: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей.

Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д.

Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень — это хорошо, что «не обманешь — нс проживешь» и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Несколько примеров

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок — «Изнеженность -достоинство принцесс…»

Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным — научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkoj-dlya-raboty-s-det-mi-doshkol-nogo-vozrasta-l-b-fesyukova

Сказкотерапия, или как превратить жизнь в сказку. И наоборот

Как работать со сказками

Сказкотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое набирает всю большую популярность. Этот метод подходит и детям, и взрослым. А главное — превратить свою жизнь в сказку вполне реально. Волшебный период Весеннего равноденствия – самое время попробовать это сделать. Психолог и арт-терапевт Людмила Баранкова рассказывает, как можно это сделать.  

Что такое сказкотерапия? Кому подходит этот метод и как он работает?

Это одно из направлений арт-терапии, которое работает с разными ситуациями, подходит для взрослых, для детей, для семей. Суть метода в том, чтобы через встречу со сказкой человек иначе посмотрел на проблемы/вопрос и нашел выход.

Например, в жизни вашего ребенка возникает ситуация, к которой ему трудно адаптироваться: появление брата или сестры, переезд в новый дом или новый детский сад. Ему трудно справиться, у него много переживаний.

Как поступить?

Можно рассказать ему сказку, где у персонажа происходит похожая ситуация. Ребенок слушает сказку и присоединяется. Ему проще побыть в этой истории, чем в своих чувствах, потому что он ощущает себя в безопасности.

Например, птенец перелетает с родителями из леса в лес и переживает: где он будет жить, будут ли у него новые друзья. Родителям легко задать вопросы по этой сказке. Ребенок может активно погрустить вместе с птенцом, поплакать, поиграть в птенцов на игрушках.

И увидеть, что на новом гнезде жизнь не заканчивается, наоборот – возникают новые горизонты, новые радости.

Дети испытывают самые разные чувства, но справляться с ними так, как взрослые, еще не умеют. А родители, желая помочь ребенку, часто подбадривают, дают сразу видеть хорошее – и у ребенка нет возможности или пространства, чтобы погрустить. В сказке можно все.

Потому что, с одной стороны, ситуация похожа на ситуацию ребенка, откликается ему, а с другой стороны – не про него самого. Ребенок чувствует себя в безопасности.

В жизни он не всегда может сказать, что испытывает, так как за этим может последовать упрек взрослых: «Почему ты так сердишься на младшего брата? Он же не хотел тебя обидеть! Так нельзя».

А в сказке старший медвежонок может обижаться на младшего как угодно сильно – это же просто сказка.

Тем самым через сказкотерапию ребенок получает возможность принять свои чувства, и сбалансировать их.  

А как работают сказки для взрослых?

Взрослый человек может не просто слушать историю, которая отображает его ситуацию, но и написать эту историю самому.

Сказки хорошо работают в тех случаях, когда есть важные дилеммы, экзистенциальные вопросы к самому себе.

Бывает, когда мы думаем о серьезной теме, у нас срабатывает защитная реакция психики — мы начинаем перескакивать с трудной темы на другие мысли. Бессознательно. Словно руку от огня отдергиваем. Или бывает, что мы долго находимся в ситуации и не видим решения. А написав сказку об этом, мы как бы обходим эти защиты и идем вглубь бессознательного за ответами самому себе.

Можно:

— попробовать написать сказочную историю о персонажах, которые столкнулись с похожими вопросами;

— сконцентрироваться на проблеме, а потом придумать сюжет;

— спонтанно придумать сказку, а потом посмотреть, что пришло из бессознательного;

— проработать сказку с психологом, поразмышлять, что она значит для вас. Дописать продолжение и двигаться дальше.

Когда мы пишем сказку, мы можем придумать любые варианты развития для героя, даже на 30 лет вперед. И мы смотрим, какой вариант нам сердечнее, ближе всего.

Предположим, я хочу сочинить сказку на тему гармонизации отношений. Все ли у меня наладится, как по взмаху волшебной палочки? Например, в любимых сказках я вижу, как герои проходят испытания и приходят к чему-то.

То, что вы сейчас перечислили, – структура героической сказки. Но есть и другие.

Есть медиативные сказки, в которых нет сюжета, – они похожи на колыбельные. Их можно писать себе или близкому как пожелание здоровья. Ты болеешь и перечисляешь свои внутренние ресурсы: «У меня сильное здоровое сердце. У меня крепкое дыхание». Можно напитываться этими образами. Конечно, это не замена медицине, скорее, один из добавочных элементов.  

Если хочется трансформирующую историю, попробуйте заложить в нее намерение или желание на весь год. Позаботьтесь об окружающем пространстве: найдите время и место, где вас никто не будет отвлекать.

Можно включить любимую музыку. Настроите себя на волну, когда вы будете мечтать и загадывать важное.

Попробуйте помедитировать, закрыть глаза, удобно сесть, чтобы внимание ушло от бытовых задач, и освободилось бессознательное.

Прислушайтесь к интуиции, внутреннему центру – что важно для вас на самом деле. И уже из этого состояния напишите ту историю, которая придет. Запишите сказку. Возможно, она будет странной, необычной, или удивит вас. Посмотрите на нее.

Главный критерий – есть ли в сказке энергия. Эта история должна зажигать вас изнутри, вдохновлять. Вы должны ощущать подъем.

Почитайте, поразмышляйте – что в этой сказке? Подумайте, что вы можете дописать туда осознанно.  

Как правильно загадывать желание с помощью сказки?

Подумайте, как через сказку загадать себе желаемое состояние, которое хочется испытывать в этом году. Когда пишете сказку, сфокусируйтесь на состоянии. Неважно, что вы загадываете: материальный объект, отношения, работу. Представьте, что у вас это уже есть. И ощутите каждой клеткой тела это состояние.

Когда вы в чудесных отношениях. Когда у вас есть достижения.

Сфокусируйтесь: какое у вас состояние? И передайте его в сказке, это самое главное. Какие образы будут – не так важно. И неважно, через что придет к вам счастье, через какие ситуации или предметы. Важно, чтобы мы испытывали то, что хотим испытывать.

Как построена вся реклама? Она транслирует состояние. Вот перед нами картинка счастливой семьи, которая пьет чай на кухне. И потом идет реклама текстиля. Мы думаем: «Ага, я точно также хочу пить чай на кухне со своей семьей! Значит, мне нужна эта скатерть». А ведь, по сути, должно быть наоборот. От конкретных желаний нужно подумать: «Что истинного, глубокого я хочу от этого получить?».

Что можно почитать на тему этого метода?

Мой учитель в сказкотерапии – Дмитрий Соколов. Когда-то с его книги «Сказкотерапия» я и узнала об этом методе, и сразу полюбила. Поэтому от души советую эту книгу читательницам вашего проекта.      

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Подписывайтесь наканал в Яндекс.Дзен.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram   Telegram

Источник: https://organicwoman.ru/skazkoterapiya/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592e76598e557dedf2436612/5abb4d27f031736570328591

Сказка в работе с детьми

Как работать со сказками

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.

  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Цель применения сказкотерапии

Сказкотерапию применяют в разных случаях и получают соответствующие результаты.

Сказкотерапия как инструмент развития личности ребенка и его способностей.

В этом случае сказка положительно влияет на способность ребенка фантазировать, способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия как психотерапия.

Такое применение сказкотерапии позволяет ребенку преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера.

Задача педагога или психолога заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребенка.

Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ей эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
  2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок.

    Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)

  4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.

  5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Терапевтические методы работы со сказкой

  • обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
  • создание сказки ребенком – с помощью вопросов и без них;
  • драматизация сказки – игра по ролям;
  • арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Арт-терапия в работе с детьми

Известно, что арт-терапия влияет на личность: снижает тревогу, меняет отношение к себе, дает возможность выразить себя, развивает творческие способности, чувства. Часто психологи в работе с детьми используют арт – терапию, но и воспитателям можно ее использовать.

На таких занятиях чувствуется единство с детьми, положительный эмоциональный контакт с каждым и главное, доверие.

Можно придумать свою новую сказку, наделить персонажей различными не свойственными им характерами (заяц – сильный. смелый; волк – хвастун и трус; лиса – добрая, приветливая, вежливая; медведь – ловкий и быстрый, и так далее). Предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас.

Песочная терапия — это игры с песком

Цель: развитие познавательных интересов, преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения, концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений, учить действовать в группе.

Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Правила ознакомления со сказкой

  1. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
  2. Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  3. Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.

  4. Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
  5. Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки.

    Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.

  6. Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.

  7. Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.

Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.

У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.

С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.

Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.

ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.

ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.

ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.

Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.

ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.

Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…

ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.

ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.

Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.

ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.

В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.

Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.

Источник: https://podrastu.ru/terapia/metod-skazkoterapii.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.