Классный час по правовому воспитанию, 7 класс

Темы мероприятий по правовому воспитанию

Классный час по правовому воспитанию, 7 класс

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности. 

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком.

Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
  Понятие, методы и формы правового воспитания

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятияТемы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь.

Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя.

Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

  Цели, задачи и проблемы правового воспитания

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятияТема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/meropriyatiya-po-pravu

Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 7-8 класс

Классный час по правовому воспитанию, 7 класс

Цели:

• воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств личности подростка.

Оборудование: для второй части классного часа необходимо подготовить жетоны (фишки). Для инсценировки сказки «Как заяц паспорт получил» подготовить таблички: Волк-пас — портист, Медведь, Кабан, Бобер, Толстая лисица, Заяц.

Ход классного часа

Ситуация 1. «Что такое гражданство»

Гражданство — установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ.

Гражданин исполняет обязанности перед государством. Они не возлагаются на иностранных граждан или лиц без гражданства (их называют апатриды). Только граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти, несут воинскую службу.

Как стать гражданином России? Для этого надо родиться в России от родителей — граждан России. В этом случае гражданство приобретается автоматически. Это называют еще приобретением по праву «крови» и праву «почвы» (месту рождения). Есть и другие основания приобретения гражданства. Одно из них — признание.

Признание гражданства РФ означает, что все граждане бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона «О гражданстве в Российской Федерации», признавались гражданами России. Если человек проживал на территории РФ, но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство, у него было право в течение года заявить о своем отказе от этого вступления.

Гражданами РФ признаются лица, родившиеся на территории России, затем выехавшие в другую республику СССР и вернувшиеся в Россию на постоянное место жительства после того, как закон «О гражданстве в Российской Федерации» начал действовать.

Задание: Так что такое, по вашему мнению, гражданство?

Ситуация 2. «Есть ли гражданство у ребенка?»

Если оба родителя ребенка являются гражданами России, то ребенок будет гражданином России, и в этом случае не имеет значения, где родился ребенок — на территории РФ или за пределами страны.

Это же правило применяется при определении гражданства ребенка, один из родителей которого — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства.

Согласно принципу «крови», ребенок считается гражданином России независимо от места своего рождения, так как один из его родителей или оба имеют гражданство нашей страны.

До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству их родителей. Это значит, что если родители изменяют гражданство, то гражданство их детей тоже изменяется. Когда ребенку исполнится 14 лет, его гражданство может изменяться только с его согласия.

Если на территории России находится ребенок, родители которого неизвестны или являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В случае если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются гражданами других государств и эти государства не предоставляют ему своего гражданства, ребенок признается гражданином России.

Существует еще порядок приема в российское гражданство. Заинтересованное лицо подает ходатайство на имя Президента России. Это может быть иностранец или лицо без гражданства.

Правда, для удовлетворения его просьбы необходимо, чтобы человек был совершеннолетним и постоянно проживал на территории РФ не менее 5 лет с перерывами или 3 года непрерывно.

Таким же правом могут воспользоваться и беженцы, но необходимый срок их проживания на территории РФ сокращен в два раза. »

Ни одного гражданина России нельзя лишить гражданства ни при каких условиях. Однако любой россиянин может сам добровольно выйти из гражданства или поменять его, подав соответствующее заявление.

Только в нескольких случаях ему может быть отказано в этом.

Например, если человек привлечен к уголовной ответственности, осужден за уголовное преступление или получил повестку о призыве на срочную службу в армию.

Конституция РФ допускает, что человек может иметь двойное гражданство. Но это возможно только с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве. Наличие другого, помимо российского, гражданства никак не влияет на права гражданина.

Гражданин России может проживать в любой стране с разрешения этой страны. При этом он находится под защитой российских дипломатических и консульских представительств.

Гражданин пользуется политическими правами: правом на объединение в политические партии, различные общества, союзы и т. д.; правом мирно собираться для проведения митингов и демонстраций; правом обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др.

Граждане России имеют определенные права и обязанности, которых нет у лиц, не являющихся гражданами нашего государства.

Например, только гражданин России наделен правом избираться и быть избранным в государственные органы; находиться на государственной службе, осуществлять правосудие, участвовать в управлении государством, в референдуме.

Задание:

1. Какими еще, по вашему мнению, правами пользуется гражданин России?

2. Какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации?

Ситуация 3. «Как получить паспорт?»

Классный руководитель: Кто-то из вас уже получил паспорт гражданина Российской Федерации, а кому-то еще предстоит. В этой части классного часа мы поговорим и с теми, у кого уже есть паспорт, и с теми, у кого его пока нет. Итак…

Я предлагаю вам принять участие в викторине «Как ты знаешь паспорт ?» Я задаю вопрос, выслушиваю ваши ответы и правильно ответившим вручаю жетоны.

1. Сколько страниц в паспорте? (19)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (Две — 14 и 15.)

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметка о группе крови и резус-факторе.)

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

14. В каком году началась выдача паспортов нового образца? (2001 г.)

15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

17. Сколько цифр в номере паспорта? (10)

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна — 13-я.)

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т. д.)

(Определяется победитель, производится награждение.)

Сатирическая миниатюра «Как Заяц паспорт получал»

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в инсценировке сказки «Как Заяц паспорт получал».

Ведущий (учитель) приглашает нескольких участников и раздает им написанные на листках бумаги слова:

Волку-паспортисту — «С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!»,

Медведю — «Я первый! Никого не пропущу!»,

Кабану — «Ну когда же ?»,

Бобру — «Во, ребята, вы попали!»,

Толстой лисице — « Что вы, это не я!»,

Зайцу — «Что же делать? Кто поможет?».

Участникам раздают маски.

Волк-паспортист сидит за столом, а участники инсценировки играют свою роль.

Однажды в лесу пролетела молва,

Что жителям всем выдают паспорта,

Что Волк-паспортист по законам лесным

Вручит документы собратьям своим!

В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым явился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил… (Фраза Медведя.) За ним подскочил Кабан. В томительном ожидании он ворчал и при этом приговаривал… (Фраза Кабана.) За Кабаном занял очередь Бобер.

Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые зубы, твердя… (Фраза Бобра.) За Бобром заняла очередь Толстая лисица. Своим большим животом она постоянно толкала впереди стоящего и тут же восклицала… (Фраза Лисицы.) Так образовалась большая очередь, но не было в ней Зайца.

Он неподалеку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами свои длинные уши, и в ужасе повторял… (Фраза Зайца.)

А в это время Волк-паспортист начал вручать паспорта. Первым зашел Медведь и сказал… Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил… (Фраза Волка.

) Только Медведь вышел с паспортом от Волка, как к нему подлетел Заяц — трясется весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, так как он боится, что Волк его съест.

Но Медведь отрицательно машет головой — мол, сам иди. Заяц в панике опять заметался со словами…

Далее учитель зачитывает тот же текст, но с участием других героев — Кабана, Бобра, Лисицы.

Все они отказываются помочь зайцу.

Вот и Лиса Зайцу отказала. Делать нечего — нужно идти к Волку-паспортисту самому. Опустил Заяц голову низко: от судьбы не уйдешь. Заходит он к Волку, дрожит, как осиновый лист, и срывающимся голосом произносит… (Фраза Зайца.

) А Волк-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил Зайцу паспорт, пожал лапу и поздравил… (Фраза Волка.

) Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и Волк не съел!

Суть же сказки такова:

Чтобы паспорт получить,

К паспортисту в отделенье

Нужно самому сходить!

Мини-итоги. Классный руководитель еще раз обобщает все, о чем шла речь на классном часе, благодарит участников сатирической миниатюры.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7 классе. Морская слава России

Патриотический классный час в 7 классе. Сценарий

Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс

Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности

Классный час в 7 классе. Суворов

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-na-temu-grazhdansko-pravovoe-vospitanie-7-8-klas.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.